- Категория: Скауты России
Презентация мирового скаутинга - использовать! pdf
Решение
10-го внеочередного
съезда ВСА 21 ноября 2020 года
Заслушав и обсудив доклад Председателя Центрального Исполнительного Комитета ВСА Дружинина В.В. «Всероссийская
Скаутская Ассоциация: современный этап» съезд отмечает, что после 9-го внеочередного съезда Организации Национальным советом и Исполкомом последовательно осуществлялась работа в соответствии с Уставом и иными нормативно-правовыми документами.
Творчески и конструктивно внедрялись идеи, содержащиеся в документах Всемирной Организации Скаутского Движения.
СЪЕЗД РЕШИЛ:
1.Принять за основу деятельности ВСА тезисы доклада Председателя Центрального Исполнительного Комитета, академика Дружинина В.В.
2.Неукоснительно руководствоваться редакцией Устава Всероссийской Скаутской Ассоциации, зарегистрированным в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2019 года. Учетный номер 0012010076.
3.Являясь членом Всемирной Организации Скаутского Движения (World Organization of the Scout Movement), ВСА полностью присоединяется к положениям действующей Конституции ВОСД.
4. Являясь членом Всемирной Организации Скаутского Движения (World Organization of the Scout Movement), ВСА соблюдает один из основных принципов Скаутского Движения: Долг перед Богом.
5. В соответствии с Уставом ВСА и действующей Конституции ВОСД утвердить Положение о Представительствах Всероссийской Скаутской Ассоциации.
6. Поручить Национальному Совету и Исполкому ВСА продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие скаутинга в России по основным направлениям деятельности:
6.1. По проекту «Академия патриотизма» ежегодно проводить Международные молодежные патриотические форумы и подготовительные к нему мероприятия;
6.2. По проекту «Аристократия ума» постоянно совершенствовать работу Всероссийского центра развития практического интеллекта детей, подростков и молодёжи;
6.3. В рамках «Института агробизнеса, экономики и права» (структурного подразделения ВСА) продолжить разработку, переработку и издание для детей и молодежи значимых учебников и учебных пособий по экономике, экологии и патриотическому воспитанию;
6.4. В рамках «НИИ семьи и социальной политики» продолжить работы по направлениям экологии и общественного контроля.
6.5. По проекту «Социализация детей и подростков группы риска» разработать программу деятельности ВСА в условиях пандемии коронавируса.
6.6 По программе социального служения «Взрослые в скаутинге» активизировать работу по участию ВСА в волонтерской / добровольческой деятельности;
6.7. Принять самое активное участие в мероприятиях международной скаутской программы «Посланники мира», включая Джамбори Всемирной Организации Скаутского Движения.
7. Создать в Москве 21 местное отделение ВСА в период 2020- 2021гг. Апробированную модель работы в столице распространить на все субъекты Российской федерации.
8. Организовать в период 2020- 2021гг. работу общероссийских учебно-методических ресурсных центров ВСА в Москве (ВАО - округ «Ивановское») и в Крыму.
9.Организовать проведение Исполкомом ВСА очных и дистанционных семинаров для скаутского актива Организации, включая волонтеров/добровольцев ВСА, а также сторонников ВСА.
10. Постоянно осуществлять поддержку и совершенствовать правила, относящиеся к использованию в России бренда ВСА – члена Всемирной Организации Скаутского Движения, а также международной программы ВОСД «Посланники мира».
- Категория: Скауты России
Концептуальные подходы
функционирования российского скаутинга
Дружинин В. В. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва
Всероссийская Скаутская Ассоциация,
г. Москва
Всероссийская Скаутская Ассоциация (ВСА) как объединение детей в России имеет свою специфику :
- для этой подрастающей общественной группы характерно особое соотношение воспитания и самовоспитания , коллективного и индивидуального начала, побуждения к творческим действиям и собственной общественной активности детей;
- мировоззрение, гражданское и государственное сознание , убежденность, чувство ответственности, самостоятельность, воля и
активные способности детей и подростков развиваются на основе
основополагающих идей Конституции Российской федерации.
- подрастающая общественная группа как социальный резерв в дальнейшем будет продолжать дело своих отцов. Её организация должна выражать интересы детей-скаутов , в доступной детскому
возрасту форме пропагандировать Конституцию России. Перед каждым представителем нашего самого молодого поколения как перед развивающейся личностью стоит задача учиться совершенствованию демократии, с тем , чтобы в дальнейшем при использовании общественных законов юная смена могла сознательно и планомерно решать свои собственные скаутские проблемы ;
- юная смена как частичный субъект совокупного общественного субъекта «политическая система российского общества» целенаправленно готовится к управлению государственными и общественными делами ;
- исторический и современный опыт показывают, что скаутская организация выполняет свое общественное назначение по образованию и воспитанию детей лишь тогда, когда она во всех доступных ей областях жизни: в учебе, труде и спорте – является активной, идущей вперед общественной силой.
Скаутская организация вносит свой вклад в осуществление социальной политики государства тем, что она, как верный союзник учебных заведений , вместе со всеми общественными силами на высоком уровне осуществляет воспитание детей и подростков: она побуждает своих членов к социальной активности через дополнительное образование, труд, спорт, туризм и игры в различных формах, доступных детскому возрасту;
- потенциал скаутской организации заключается прежде всего в том, что она с самого раннего возраста учит своих членов как подрастающих граждан государства практически реализовывать свои права и обязанности, самостоятельно планировать свое свободное время. Воспитание активной жизненной позиции,
соответствующей индивидуальным возможностям каждого ребенка, является важным вкладом скаутской организации в формирование всесторонне развитой личности.
Функции скаутской организации находят отражение в следующих видах и направлениях ее деятельности:
- Организация способствует рациональному сочетанию интересов общества, коллективных и индивидуальных интересов детей. Как выразитель интересов детей и подростков от 8 лет, она мобилизует их социальную активность в достижении намеченных Российским государством общественных целей ; организуя разнообразную содержательную скаутскую жизнь, вносит свой вклад во всестороннее развитие личности ; актуализирует интересы детей в учебе, труде, спорте, туризме; воспитывает коллективизм – основу общественных отношений; акцентирует индивидуальное развитие каждого ребенка;
- основываясь на принципе добровольности и самостоятельности скаутов, Организация выступает как школа демократии и развития культуры детей. Она позволяет детям и подросткам участвовать в управлении общественными процессами, формировать у юной смены представление о здоровом образе жизни. Скаутская организация готовит детей к будущей активной деятельности в молодежном движении.
Как часть международного скаутского движения российские скауты вносят свой вклад в воспитание детей в духе интернационализма.
Скаутская организация, готовя детей к будущим социальным отношениям, воспитывает в них чувство и сознание ответственности за себя, за свой коллектив и за ближайшее социальное окружение; помогает научиться воспринимать детский коллектив как сферу социальной защиты; обогащает коллективные отношения, используя скаутскую романтику и игры для развития социально ценных свойств личности; привлекает социальный опыт, потребности и интересы детей для формирования общественно значимых представлений детей о ценностях.
Цель воспитания в скаутской организации
Научная концепция российского общества формирует понятие человека на основании признаков, ориентированных на личность, строящую гражданское общество. Она определяет конкретно- исторический идеал личности, основываясь на представлении о человеке, участвующем активно и с чувством ответственности в совершенствовании общественного развития, -
Человеке, который адекватно реагируя на быстро меняющиеся требования, действует в интересах личности и коллектива. Общественные требования воспитания подрастающего поколения определяют конкретно- историческое содержание цели воспитания как программы действий.
Школа и скаутская организация имеют общую цель – воспитание всесторонне и гармонически развитой личности.
В нашей стране стремятся воспитать личность всесторонне образованную, ориентированную на большую науку, обладающую политехническими знаниями, личность с широким духовным и культурным кругозором и сложившимся культурно-эстетическим вкусом, с солидными специальными знаниями, творческими способностями и сознанием ответственности. Развитие человека, его творческих способностей , потенциальных сил – вот цель, определяющая богатство российского общества. Она обязательна для всех участников воспитательного процесса.
Цель воспитания является необходимой плановой основой для организации воспитательного процесса. Благодаря ей в деятельности скаутской организации не утрачивается собственно воспитательный момент. В центр внимания ставится вопрос: как развивается личность в процессе достижения положительных результатов и общественной пользы каждого скаутского дела, нацеленного на приобретение новых знаний, богатого опыта, на выбор конструктивных позиций? Решения скаутской организации выражают общественную потребность и перспективы, позволяющие скаутским лидерам иметь свой взгляд на общую цель воспитания.
Общая цель воспитания дает обязательное руководящее направление воспитательному процессу. Она обеспечивает четкую ориентацию на каждом конкретном участке педагогической деятельности, делает внутренне необходимой связь между всеми видами воспитательной деятельности, учебным и внеучебным временем, скаутской организацией, семьей и общественностью.
Особое значение для понимания цели воспитания в скаутской организации имеет тот факт, что она не только является инструментом в руках лидеров или общественных сил, участвующих в воспитательном процессе, но и сама должна служить групповой и индивидуальной перспективой организованного детского коллектива и каждого отдельного скаута. Ни один воспитатель не сможет реализовать данную цель без активного участия скаутов. Скауты и их руководители должны знать и принимать направление и цель развития своего коллектива и на основе совместно принятых решений делать все возможное для реализации этого процесса.
Достижение целей с помощью конкретной работы в скаутских коллективах, централизация деятельности скаутской организации обусловливает необходимость применения соответствующих целевых методов. Например, перспектива, скаутские задания воздействуют мотивированно, побудительно и стимулируют практику воспитания детей и подростков. Реализация цели, наряду с общественной детерминированностью, зависит от уровня развития скаутского коллектива, поэтому важен основательный анализ результатов совершаемого воспитательного процесса.
Общая цель в воспитательном процессе является мерой контроля, сравнения и оценки результатов воспитания. В скаутской организации важно обеспечивать коллективную и индивидуальную оценку работы в патрулях, дружинах. Устав
скаутской организации является для руководителей и активистов
руководством, определяющим нормы поведения всех скаутов и ориентирующим на достижение единой цели. Он уточняет общую цель воспитания с учетом возраста детей и подростков и трансформирует общественные требования в механизм регулирования деятельности. Скаутский Закон является программой воспитания и самовоспитания в в скаутских коллективах. Он содержит определяющие направления общественной деятельности детей и одновременно служит мерилом духовных ценностей. На такой основе развиваются и выражаются отношения учащихся к обществу, природе, технике, культуре, к своей детской организации и к самим себе.
В сочетании общей цели воспитания с целью скаутского движения, его специфическими целевыми формами и методами
( пример, перспектива, задания ) и инструментарием руководства
(Устав, Закон, правила ) достигается единство общественного и воспитательного воздействия в скаутской организации.
Скаутская организация и школа отражают, следовательно, тенденции отношений общественной организации и государственного учреждения, они дополняют друг друга при воспитании школьной молодежи. Реализация цели скаутской организации определяется результатами её воспитательной деятельности. В скаутской работе доминирует практическое действие. Опыт подрастающей смены непосредственно накапливается в общественной практике. Социальный опыт приобретается в организованном детском коллективе в процессе формирования реальных отношений к общественному окружению. Он усваивается и используется скаутами в учебе, труде, спорте и игре, способствует развитию их социальной активности. Скаутская жизнь, таким образом, оказывается значительной частью нравственной практики детей и подростков.
Специфический вклад скаутской организации в реализацию общей воспитательной цели – результаты её деятельности в единстве с педагогическим руководством со стороны взрослых.
В своих коллективах дети принимают решения по организации своей собственной жизни на основе предложений своих наставников и сверстников после их обсуждения. Они избирают
органы скаутского самоуправления, активно участвуют в установлении демократических отношений в школе и за её пределами. В этом смысле скаутская организация является первой школой демократии.
Вклад скаутской организации в воспитание зависит от степени самостоятельности действий её членов, сформированного чувства ответственности за собственную жизнь в коллективе и за общественные дела.
Достижение цели воспитания юной смены возможно только
в сотрудничестве скаутской организации со школой в процессе учебной и внеучебной деятельности. Дети как члены детской организации, основываясь на своих правах и обязанностях, всегда должны быть ответственными как граждане российского государства и способными на основе собственного опыта наиболее рационально действовать при организации жизни в школе и обществе.
Содержание воспитания в скаутской организации
Согласно разделяемой нами концепции процесса воспитания активное усвоение знаний о культуре человечества через обогащенное и структурированное содержание этого процесса воспитания является предпосылкой для развития личности. В целом под содержанием воспитания мы понимаем усвоение основополагающих научных фактов, понятий, сведений о природе, обществе и человеческом мышлении. На них базируются взгляды, идеалы, ценности, а также соответствующие способности, навыки, умения и нормы поведения, социальные обычаи и традиции каждого человека.
Содержание воспитания целостно отражает все области общественной жизни: науку, технику, культуру, язык, спорт и т.д.
При интерпретации содержания деятельности скаутской организации необходимо учитывать связь философской категории содержания с философской категорией сущности.
Соотношение этих категорий принципиально важно для понимания содержания воспитания в скаутской организации.
В то время как сущность воспитания в детской организации в целом детерминируется его педагогическим характером, содержание конкретных видов деятельности, характеризуя педагогический уровень, в полной мере раскрывает все стороны скаутской жизни. Такой подход к трактовке содержания выявляет соответствие скаутской деятельности социальным установкам детей в их повседневной жизни, способствует организации процесса воспитания, причем уточнение и конкретизация его компонентов постоянно являются первоочередной задачей.
Актуализация содержания должна постоянно учитывать исторический опыт, современное и будущее общественного развития.
Современными составляющими содержания мировоззренческого и морального воспитания в современных общественных условиях являются:
- борьба за сохранение мира, понимание необходимости личного вклада в обеспечение мира ;
- созидание любви к России, стремление знать её историю ;
- обеспечение личного участия в развитии демократии;
- укрепление единства патриотизма и интернационализма, активной дружбы со сверстниками из зарубежных стран;
- развитие понимания роли личности в российском обществе- роли хозяина;
- утверждение достижений научно- технического прогресса и готовности к его продолжению;
- развитие коллективизма, утверждение здорового образа жизни и связанных с этим возможностей самореализации личности.
Так как целевые установки и содержание воспитания постоянно реализуются в повседневной жизни детей и подростков, то следует учитывать диалектическую связь между содержанием мировоззренческого и морального воспитания и содержанием конкретной деятельности скаутов.
Лишь в деятельном познании дети и подростки (скауты) контактируют с различными объектами своего окружения , в этой деятельности они познают мир, приобретают ценностные представления , мотивацию, свойства личности, которые выражают их отношение к реальным явлениям, процессам, стремление участвовать в общественной жизни. Это обязывает определять содержание скаутской деятельности в зависимости от конкретно- исторических требований.
Важными моментами для выбора и уточнения содержания деятельности в скаутской организации является определение общественно значимой цели, содержащей основополагающие общественные установки, выражающие единство экономики и возрастной педагогики, ориентированной на использование индивидуальных особенностей развития детей, социальных условий общественного воздействия среды в соответствующих
воспитательных ситуациях. Содержание воспитания в скаутской организации необходимо совершенствовать, учитывая её педагогический характер, самостоятельность, добровольность членства. При соблюдении названных условий можно говорить о рационально налаженном процессе воспитания в детской организации.
Содержание скаутской работы по сравнению с содержанием плана обучения носит вариативный характер. Дети в школе просто изучают тот или иной учебный предмет, а скаутская работа дополняет получаемые знания сведениями об актуальных процессах в обществе и природе. В то время как содержание преподавания постоянно ориентируется на специальные знания , лежащие в основе предмета преподавания , следует логике специальных дисциплин, для содержания деятельности в скаутской организации определяющую роль играют другие принципы выбора, например, актуальные общественные требования, территориальные и социальные условия и т.д.
Содержание деятельности, направленной на познание и реализацию общественной потребности, в скаутской организации
не ограничивается рамками определенного учебного предмета.
Необходимо организованно устанавливать актуальные естественно- научные, экономические, социальные, эстетические, культурные ориентиры. Содержание деятельности в скаутской организации не задается непосредственно учебными программами. Оно может охватывать более широкий круг областей, интересующих скаутов. Содержание скаутской работы может и должно учитывать индивидуальные способности, умения, наклонности, интересы, потребности и социальный опыт конкретных детей.
Целесообразно проследить, какие мировоззренческие и моральные аспекты имеет, например, выбранная нами область содержания в скаутской организации – научно-техническая деятельность. Если речь идет об организации такого рода деятельности в условиях ускорения научно- технического прогресса и эффективного использования его результатов в российском обществе, возникает вопрос: как мировоззренческое и моральное начало могут способствовать воспитанию скаутов в процессе их естественно научной и технической деятельности? Мы попытались описать различные уровни мировоззренческого и морального содержания естественно- научной и технической деятельности.
Уровень А. Мировоззрение и мораль (методологический уровень). Ориентирование естественно- научной и технической деятельности на развитие природы, общества и мышления. Ориентирование естественно- научной и технической деятельности на ценности российского гражданского общества.
Уровень Б. Научно- технический прогресс. Мораль и развитие личности (конкретно- исторический уровень ). Использование основных воспитательных факторов российского общества, особенно образовательного потенциала, в естественно –научной и технической деятельности скаутов, организация демократических отношений, стимулирование осознания традиций и перспектив, создание возможностей для самореализации личности.
Уровень В. Функция и структура естественно-научной и технической деятельности в развитии личности внутри диапазонов деятельности скаутов во внеучебное время ( процессуальный уровень) .
Учет общественных требований, коллективных и индивидуальных возможностей развития детей, а также принципов скаутской организации, в особенности творчества, и духа новаторства, общественной необходимости, коллективности, самостоятельности и самодеятельности, добровольности, ориентированности на интерес познания.
Уровень Г. Мировоззренчески – моральный потенциал , формируемый специфической структурой требований и условий естественно- научной и технической деятельности скаутов (оперативный уровень ). Он предполагает выбор тем, связанных со спецификой деятельности, средствами и условиями как действенной сферой мировоззренческого содержания и моральных принципов, с учетом экономических, социальных, эстетических и других моментов, территориальных возможностей и актуальных требований научно-технического прогресса, имеющегося уровня развития и специфики мировоззренческого и морального опыта.
Представленное примерное содержание естественно-научной и технической деятельности в скаутской организации способствует формированию научного мировоззрения и морали, а следовательно, и развитию личности.
Мировой скаутинг привержен обеспечению по всему миру безопасной среды для развития детей и молодых людей. В скаутинге защита от нанесения вреда – это поддержание защиты во всех сферах работы, включенное в полном объеме в стратегии, системы и процедуры, которые направлены на обеспечение того, что благополучие, развитие и безопасность детей и молодых людей является приоритетом всей деятельности в скаутинге. На наш взгляд, обеспечение безопасной среды для детей и молодых людей включает в себя, кроме прочего, следующие компоненты :
- расширение знания о важности защиты детей и молодежи ;
- вовлечение всех заинтересованных лиц ( детей и молодых
людей, взрослых волонтеров и штатных работников,
родителей, руководителей школ, религиозных организаций и
пр.) ;
- образовательное назначение действий в скаутинге ;
- безопасность в скаутской деятельности ;
- развитие личных умений и навыков ;
- пропаганда и мотивация к позитивному поведению;
Ответственность за применение данных требований ложится на всех взрослых, особенно на национальном уровне, которые отвечают за лидерство и управление в Организации, несмотря на то, чем они занимаются: разработкой ли Молодежных программ, системой организационного управления взрослыми или исполнением любых других поддерживающих ролей.
Образовательное назначение Скаутинга достигается посредством реализации качественных Молодежных программ на национальном уровне. Образовательные элементы, включенные в Молодежные программы , наделяют молодых людей полномочиями, мотивируют их и дают им безопасность, а также формируют систему позитивного диалога и партнерства со взрослыми.
Национальная Молодежная программа должна включать руководства по разработке и поддержанию безопасной среды для молодых людей, и для этого ВСА должна:
- развивать культуру «слушать и консультировать», в которой молодые люди чувствуют себя в безопасности;
- использовать действующие образовательные цели и возможности для обучения , для укрепления и развития потенциала молодых людей ;
- сфокусироваться на получении образовательного опыта на основе вызовов, привлекательности, полезности и безопасности;
- развивать, реализуя Молодежную программу, позитивные изменения в молодых людях, касающиеся поведения и принятия
ценностей.
Молодежная Программа ВСА призвана содействовать социальному становлению, интеллектуальному, нравственному и физическому развитию юной смены, а также реализации потенциала молодого поколения в интересах многонационального народа Российской Федерации, её социально-экономического и культурного развития.
Вывод из проведенного исследования таков. Скаутинг эффективен в формировании личности лишь тогда, когда скауты будут:
- осознавать важность сохранения целостного мира ;
- знать проблемы мирового сообщества и в значительной
степени содействовать их решению ;
- постигать окружающий мир, других людей, находить
признание как в маленьком обществе, так и в
международных сообществах ;
- способны размышлять о самих себе, своем будущем, решать
небольшие проблемы, которые, однако, в личном плане
имеют особое значение ;
- осознавать физические, социальные, духовные и культурные
потребности, значимые для индивида, класса, нации, расы;
- овладевать навыками поиска ответов на многочисленные
вопросы, развертывания доказательств, творческого
анализа;
- уметь идентифицироваться, преодолевать предубежденность
и стереотипы, тенденциозность и предательство, осмыслять их
причины и последствия ;
- сотрудничать с другими и уважать всех независимо от
национальности, цвета кожи и т.д.
Российские скауты заинтересованы в том, чтобы наша страна развивалась уверенно и поступательно в интересах всего общества и каждого гражданина Российской Федерации.
Скаутская Россия – Сильная Россия !
Ключевые слова:
Всероссийская Скаутская Ассоциация
- Категория: Скауты России
Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения.
Сборник научных статей. Том 2. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ I |
Андрианова Р.А. Межкультурное обучение в контексте профилактики ксенофобии в образовательной среде |
Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Роль визуальных помощников в учебном сопровождаемом проживании детей с выраженными интеллектуальными нарушениями |
Борисова Т.С. Риски формирования семейных ценностей (?) молодого поколения |
Вагнер И.В., Гурьянова М.П. Инструментарий исследования социокультурного опыта школьников |
Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Информационное образовательное пространство как среда формирования метапредметных навыков школьников и студентов |
Дементьева И.Ф. Система ценностей семьи как воспитательного института (в современной России?) |
Зверев С.М. Опыт сравнительного и контекстного анализа лексического состава текстов образовательных стандартов общего образования |
Клемяшова Е.М. Опыт постижения современными детьми культурных ценностей |
Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание на уроках физики в современной школе |
Орехова Е.Я., Орехов А.И. Роль семьи и школы в развитии здорового образа жизни подрастающего поколения: европейский опыт |
Петрякова О.Л. Изучение роли педагога в повышении воспитательного потенциала семьи и образовательного учреждения |
Рожков М.И. Анализ опыта социально-педагогического сопровождения деятельности детских общественных организаций, объединений |
Савотина Н.А., Акимова Е.А. Технологии подготовки будущих педагогов к межкультурной коммуникации |
Усольцева И.В. Исследование опыта использования Интернета современными сельскими и городскими подростками |
ЧАСТЬ II |
Андрианова Р.А. Межкультурные коммуникации как ресурс профилактики ксенофобии в образовательной среде: актуальное содержание |
Голованов В.П. Актуальные аспекты развития социальной одаренности ребенка в условиях региональных социально-педагогических систем |
Дружинин В.В. Теоретические основы деятельности российского скаутинга |
Зверев С.М. Введение представлений о текстовой реальности педагогического знания (на примере анализа текстов программно-нормативного содержания) |
Нездемковская Г.В. Развитие этнопедагогической компетентности педагогов поликультурного российского общества |
Савотина Н.А., Реймер М.В. Мониторинговые технологии в работе педагога: требования, риски, критерии |
Урунтаева Г.А. Познание ребенка воспитателем в условиях образовательной деятельности дошкольной организации |
Фришман И.И. Неформальное образование ребёнка в детских общественных объединениях |
Штылева Л.В. Социально-педагогические идеалы гендерной социализации учащейся молодежи в российской семье: конец XIX – начало XX вв |
Ключевые слова: