Версия для слабовидящих
Обычная версия
masterdav@mail.ru
МЕНЮ

Развитие интеллекта школьников

Интеллектом называется способность (или умение) применять мышление внимание, память, интуицию, воображение и другие интеллектуальные навыки применительно к текущей деятельности.

    Так, с точки зрения практической психологии, интеллект школьника включает в себя:

1. умение самостоятельно мыслить;

2. хороший уровень логического мышления;

3. богатый словарный запас;

4. хорошо развитые навыки внимания и памяти;

5. умение быстро и качественно обрабатывать информацию.

          Интеллект — это очень пластичный человеческий ресурс, который может расти и развиваться на протяжении всей жизни, однако для этого ему нужен постоянный тренинг, хорошие условия и необходимая среда. По мнению Академика Юрия Кобзарева в любом виде человеческой деятельности только оптимальные внешние условия позволют способностям проявляться максимально.

Виды интеллекта   

       Человеческий интеллект подразделяется на несколько видов, каждый из которых необходимо развивать.              

       Можно выделить десять видов    интеллекта, причем условно считается, что каждый вид дает свой вклад в общий интеллект человека.

Академический интеллект

Включает в себя способность самостоятельно извлекать информацию из книги, всевозможных источников, оперировать абстрактными понятиями, находить нелинейные и скрытые связи между фактами и событиями.

Развивается в игровой форме с помощью логических игр (шахматы, Го, рэндзю, реверси и др.), с помощью рационального чтения, ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и т. д.

Логический интеллект

Логикой называется наука и искусство правильно мыслить. Включает в себя умение решать различные проблемы с помощью логики, использования алгоритмов (строго определенной последовательности действий), решения задач.

Развивается с помощью решения ситуационных задач, изучения законов логического мышления, способов решения логических задач и головоломок.

Математический интеллект

Включает в себя умение мыслить абстрактно, оперировать и производить в уме сложные расчеты, хорошо развитые вычислительные навыки.

Развивается с помощью решения всевозможных математических задач, игры в шахматы, развития креативного мышления.

Ментальный интеллект

Включает в себя способность быстро схватывать суть вещей, быстро считать, быстро давать ответы, четко решать проблемы в условиях дефициты времени.

 Развивается с помощью шахмат (Игра в блиц и быстрые шахматы), решения на время проблемных задач.

Визуально-пространственных интеллект  

Включает в себя способность создавать зрительные образы и манипулировать ими, визуальное восприятие окружающей среды.

Развивается через живопись, фотографию, тренировку навыков наблюдения, решения пространственных задач, задач на прохождение лабиринтов, задач с использованием воображения.

Вербальный (словесный) интеллект

Включает в себя богатый словарный запас, чтение, письмо, общение и устную речь.    

Развивается с помощью изучения иностранных языков, рационального чтения книг, риторики, умения вести споры и дискуссии.

Эмоциональный интеллект         

Включает в себя умение понимать эмоции и скрытые мысли людей, расшифровывать невербальные сигналы (body language), способность контролировать эмоции.

Чтобы развивать его необходимо учиться распознавать, анализировать и глубоко понимать эмоции людей, настроения, желания, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, привычки, стиль поведения и общения и т. д.

Социальный интеллект 

Включает в  себя  способность  правильно  понимать  поведение  людей, навыки построения межличностных отношений, умение адаптироваться в обществе.

Развивается на основе совместных игр, групповых проектов и обсуждений, различных ролевых игр.  

Творческий интеллект

Включает в себя создание чего-то нового, оригинальность, способность генерировать идеи.      

Развивается с помощью решения различных творческих задач, развития нестандартного мышления.

Практический интеллект (интеллект успеха)

Включает в себя способность человека применять имеющиеся знания на практике, находить кратчайший путь между возникающей проблемой и способом ее решения.

Развивается    с    помощью   решения всевозможных практических задач, развития хороших практических навыков в различных областях.

Следует отметить, что хорошая   академическая   успеваемость ребенка в школе не является ключевым фактором успеха в жизни.                           

    Интеллект (в особенности его слабые грани) необходимо развивать и тренировать, однако не существует идеальной универсальной траектории развития интеллекта каждого ребенка.  Этот процесс сугубо индивидуальный и, безусловно, интеллект ребенка, как умственный потенциал, должен быть объектом психологической диагностики.

    Развитие музыкального, физического и духовного видов интеллекта находится вне сферы услуг специалистов Центра, так как на территории района имеется много организаций (Школа искусств, фитнес-центры, церкви), которые занимаются этим более профессионально.             

  4.2. Базовые принципы развития интеллекта

          В процессе развития перечисленных выше видов интеллекта преподавателями, тренерами и специалистами Центра «Аристократия ума» будут использованы десять основных универсальных базовых принципов, тщательно отобранных и апробированных за многие годы работы с детьми.

Принцип индивидуальности

Основан на индивидуальных особенностях мышления каждого ребенка. Для выявления этих особенностей используется разработанная нами методика психологической диагностики и измерения интеллекта (в корне отличная от измерения I.Q., принятого в США и Западной Европе.) По результатам такого умственного обследования составляется индивидуальный план занятий и параллельно усиливаются недостаточно развитые параметры интеллекта.

Принцип постепенности

Нельзя как ушат холодной воды выливать на голову ребенка большой объем знаний, умений и навыков, предъявляемых игроку. Надо действовать по принципу «от простого к сложному», шаг за шагом постепенно увеличивая степень сложности решаемых задач. Принцип очень важен при занятии шахматами с дошкольниками, так как можно неумелыми педагогическими действиями сразу отбить познавательный интерес у ребенка к шахматам.

Принцип систематичности и последовательности

При обучении логическим играм должна   быть система. Нельзя произвольно, как морковку с грядки, выдергивать на свет ту или иную тему. Стадия логической игры делится на три этапа борьбы: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. С наибольшей силой и яркостью практическая сила игрока проявляется в эндшпиле, поэтому этой стадии борьбы в начале обучения шахматам надо уделять большое внимание. На втором плане, с моей точки зрения, должно стоять тактическое мастерство игрока (различные тактические приемы, комбинационное зрение и т. д.) И лишь на третьем плане на начальном этапе обучения должен находиться дебют. Подача материала на каждой стадии борьбы, должна быть последовательной (от простого к сложному).

Принцип непрерывности процесса спортивной подготовки

Обучение логическим играм можно сравнить с обучением сольфеджио. Постоянный тренинг. Всевозможные перерывы в игре (болезни, отпуска, каникулы и т. д.) губительно сказываются на качестве игры. Причем, необходимо разнообразить формы процесса обучения (решение задач и этюдов, игра на время, совместный анализ партий, игра со спарринг-партнером, участие в сеансах одновременной игры с сильными партнерами и т. д.)

Принцип успешности

Нельзя формировать у ребенка комплекс неполноценности. Постоянные поражения угнетают психику ребенка, формируют у него в сознании синдром неудачника, закомплексованность. В связи с этим, необходимо время от времени «позволять» ученику периодически одерживать победы над соперником. Нельзя все время заставлять играть только с сильными партнерами.                  

Принцип целенаправленности (формирования стиля мышления)

По своей природе все игроки по стилю игры делятся на три категории: агрессоры (активное ведение игры, постоянное давление на позицию противника и т. д.), защитники (поклонники позиционной игры, мастера маневрирования, постепенного улучшения позиции) и универсалы (игроки, умеющие в зависимости от ситуации и противника умело атаковать и упорно вести защиту своей позиции). Стиль игры напрямую связан с психологией мышления и принятием решений ребенком в жизненных ситуациях. Задача тренера состоит в умении целенаправленно формировать стиль мышления шахматиста, адаптированный к особенностям психологии мышления в обыденной жизни. В этом случае ученик не будет испытывать дискомфорт.

Принцип ответственности при принятии решения.

 Занимаясь логическими играми, ребенок обучается тому, чему плохо учат традиционные дисциплины: соотносить процесс мышления с практическими действиями. Логические игры стимулируют развитие самостоятельного творческого мышления, приучают к ответственности за принятое решение.

Принцип самоактуализации

Необходимо в процессе обучения логическим играм поддерживать стремление учеников к развитию своих природных способностей, побуждать их полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал. Чувство удовлетворенности, от хотя бы частичной реализации заложенного в каждом ребенке природного потенциала, будет служить мощным стимулом для дальнейших занятий.

Принцип толерантности

Несмотря на то, что зачастую логические игры напоминают военное действие, партнеры должны доброжелательно и уважительно относиться друг к другу, сознательно принимать многообразие мира и людей, противостоять разобщенности и проявлению взаимной агрессии. С моей точки зрения, в максимальной степени этому способствует участие в различных командных соревнованиях, Спартакиадах, когда каждое завоеванное для команды очко ценится на вес золота.

Принцип преодоления барьера.

Обдумывая позицию за доской, ребенок часто сталкивается с ситуацией, когда план игры не может быть реализован при сложившихся обстоятельствах — надо что-то менять (искать варианты усиления позиции). При этом естественным образом возникает необходимость в использовании принципа преодоления барьера, а это служит аналогом различных жизненных ситуаций. Умение преодолевать барьер — одно из главных в жизни. Этому нигде не учат, а именно, из-за неспособности или не умения делать это в жизни происходит немало трагедий. В этом случае логические игры являются прекрасной моделью жизни. Навык преодоления барьера первоначально не заложен в человеке, поэтому сознательное формирование этого навыка с помощью логических игр играет большую роль.

    Существует масса видов деятельности, которые способствуют развитию нескольких видов интеллекта одновременно.

      Особенностью занятий по развитию детского интеллекта является то, что это надо делать, как правило, в игровой форме. Идеальным полигоном развития детского интеллекта являются логические игры: шахматы, го, рэндзю, реверси. В процессе занятий логическими играми у детей одновременно развивается логический, творческий, социальный и эмоциональный интеллект.

    С целью иллюстрации полезности занятий логическими играми можно привести качества мышления хорошего игрока.

Качества мышления сильного игрока, серьезно занимающегося логическими играми (шахматы, го, рэндзю и др.)

 1. высокая концентрация внимания

2. умение оценивать позицию после каждого хода (факторный анализ)

3. способность выбора сильнейшего хода

4. хорошее аналитическое мышление

5. способность к точному расчету и принятию решений

6. логичность

7. практицизм

8. целеустремленность

9. последовательность

10.стремление к инициативе

11. высокая скорость мышления

12. владение эмоциями

 

Занятия проводит автор методики диагностики и развития интеллекта, кандидат технических наук, доцент Дружинин Алексей Васильевич.

 

Ключевые слова:

диагностика интеллекта

умственное развитие

практический интеллект

интеллект успеха

шахматы

интеллект

Бутово

логика

внимание

память 

 


© 2024.